Покровская церковь с. Поведь

Местная религиозная организация православный Приход Покровской церкви с. Поведь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

172026, Тверская обл., Торжокский р-он, с. Поведь

Фото. Анатолия Максимова. Июнь 2014 г.

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ

Контактная информация:

☎ 8 (48251) 2-37-37

История и описание:

Погост Поведь, от Твери 88 верст, от Торжка 25 верст.
Церковь Покровская, построена в 1761 году, каменная, престола три: главный Покрова Пресвятой Богородицы, придельный Нерукотворного Образа Спасителя, в теплой Святителя Николая.
Церковные документы: опись, метрики с 1780 года, исповедные с 1833 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Василий Васильевич Синев 41-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1881 года, священником с 1884 года, награжден в 1895 году набедренником. Диакон Петр Иоаннович Постников 28-ми лет, диаконом с 1895 года. Псаломщик Иван Никанорович Богоявленский 62-х лет, в должности с 1854 года.
Прихожан в погосте Поведи, в деревнях Осташкове, Клин, Язве, Глебове, Ерешкине, Казицине, Глухове, Гаврилове, Боброве-Городке, Трубине, Соколине, Табашном Городке, Житникове — 399 дворов (1343 мужчины, 1498 женщин).
В 1914 году служили: Священник Василий Синев 55-ти лет, окончил семинарию, на службе 32 года, в Покровском храме 30 лет. Штатный диакон Петр Постников 42-х лет, на службе 25 лет, в Покровском храме 19 лет. Псаломщик Сергей Соколов 23-х лет, на службе 6 лет.
Прихожан в деревнях Осташково, Клин, Язвы, Глебово, Еремкино, Казицыно, Глухово, Гаврилово, Бобров-Городок, Трубино, Соколино, Табачный-Городок, Житниково — 1319 мужчин и 1537 женщин.
В приходе сей церкви в сельце Глухове, находилась часовня Архистратига Михаила, деревянная.

Первое письменное упоминание о православной церкви в селе Поведь относится к 1568 году, когда в «изустной памяти» (завещании) жены князя Ивана Семёновича Ростовского Аграфены указано: «2 рубля – к Николе Чюдотворцу на Поведь». Этот документ является и первым упоминанием погоста Поведь. Символично, что время расставляет всё на свои места — как и по всей Руси, наша родная русская культура имеет один определяющий импульс – православие. Через толщу лет пробился порыв христианской души княгини Аграфены, чтобы, может быть, в очередной раз указать нам ,сомневающимся, спасительный путь, заповеданный Господом, через жертвенность, как одну из главных составляющих милосердия и любви. Именно с жертвы на храм начался путь восточного славянства к осознанию себя, как русского православного народа. В 19 веке в селе Борзыни ,ныне Кувшиновского района ,недалеко от реки Поведь были найдены две православные иконки и 4 крестика, датируемые 12 столетием, что подтверждает уже утверждённую христианскую веру наших земляков того времени. Кстати, в своём завещании ростовская княгиня упомянула храмы в Яконово и Княщинах. Значит, к середине 16 века в наших местах сложился комплекс православных храмов, существовавших здесь издревле. В 1626 писцовая книга указывает погост Поведь с двумя церквами Покровской и Никольской: «… церковь Покров Пресвятыя Богородицы деревяна клецки, а в церквах образы и книги, и свечи, и колокола, и все церковное строение приходских людей. К середине 18 века Покровский храм пришёл в ветхость, и в 1758 году на прошение прихожан новгородский архиепископ Дмитрий даёт храмоздательную грамоту. Среди подписавших прошение жертвователей на строительство нового храма были князья Мышецкие, с 17 века владеющие землями по течению реки Поведь. Клировые ведомости указывают дату первого богослужения в новом храме — праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1761 году. Храм изначально получил два престола: в честь Покрова Богородицы и Тихвинской иконы Богоматери. Объёмная композиция церкви, выдержанная в стиле позднего классицизма, складывалась из двухсветного четверика, более низкой апсиды, трапезной и деревянной колокольни. Оригинальным стало завершение четверика восьмигранным барабаном, обычно применялась схема четверик на четверике. Храм и трапезная имеют белокаменный известковый цоколь, стены сложены из кирпича и оштукатурены. Вся работа выполнена добротно, на века. В 1799 году пришла в полную ветхость строение Никольского храма. С благословения архиепископа церковь была разобрана, а в Покровском храме появился Никольский придел. К 1832 году обветшала колокольня и по прошению прихожан «на их иждивении» была отстроена новая звонница, которая гармонично вписалась в существующий ансамбль. В 1876 году в трапезной появился новый придел Спаса Нерукотворного Образа. В 1866 году была устроена церковная ограда с кирпичными арочными воротами на западе, а к северу пристроена полукруглая апсида ,выполненная в стиле псевдорусской архитектуры. Здесь и размещался престол во имя святителя Николая. Так, в течение столетия, сложился ансамбль Покровского храма, сохранившийся, к нашему великому счастью, до нынешних дней.
Все, кому впервые открывается вид храма по дороге из Торжка, отмечают его уникальное расположение и выгодный обзор, завораживающую простоту и изящество. Расположенный в долине реки, храм будто парит в вечернем ,поднимающемся от воды, тумане. Обычно храмы строят на возвышенности, но в Поведи ,наверное,следовали более древней традиции, возведя Покровский храм у подножья Поведского холма. Храм имел централизующее значение и духовное, и территориальное, и административное. Поведской приход объединял более 20 близлежащих деревень. В 1760 году прихожан мужского пола значится 614 душ, а в 1915 прихожан уже более 3 тысяч! Через село Поведь проходил старинный Ржевско-Вышневолоцкий тракт, переправляясь через своенравную в весеннее половодье реку, в храм с благодарственной молитвой приходили крестьяне, купцы соседних волостей.
С историей Покровского храма неразрывно связано имя нашей замечательной землячки Е.М.Бакуниной. Её бабушка, урождённая княгиня Л.П. Мышецкая, была жертвовательницей и благоустроительницей нового каменного храма. В шестидесятые годы 19 столетия знаменитая сестра милосердия Екатерина Бакунина наряду со школой и больницей в деревне Казицыно жертвует средства и на устройство домовой церкви, которая входит в Поведской приход. Несомненно, что сёстры Бакунины были прихожанками Покровского храма. Со страниц «Воспоминаний сестры милосердия» Екатерины Бакуниной перед читателем встает чистый образ верной Господу христианской души, сохранившей свою преданность матери Церкви, пройдя через все испытания жизни. Можно предположить, что последнее причастие раба Божья Екатерина получила из рук отца Василия (Синёва), последнего настоятеля Покровского храма до периода советского варварства.
Отец Василий служил в храме полвека до самой смерти в 1934 году. Он принял храм от своего отца Василия Ивановича Синёва, который духовно окормлял прихожан более тридцати лет. Его могила сохранилась в ограде церкви. По архивным документам прослеживаются имена более 21 священника, служивших в храме ,и 114 клириков. Имена последних певчих 30-годов прошлого столетия Ольги Бодровой и Ольги Шаблоновой хранит изустная память поведчан.
В 1937 году храм подвергся разорению. Старожилы передают эти события как былину. «Бандиты, приехавшие из Торжка» попытались снять и увезти колокол, но при падении он «раскололся на тысячи частей, разлетевшихся по округе». Упражняясь в меткости, стреляли в надглавный крест. Разрушили иконостас, глумились в алтаре, распятие Господне рубили топором. Отважные верные как могли, пытались спасти святыни. Иконы, книги прятали по домам. Храм был осквернён. Мерзость торжествовала.
Возрождение православия в Поведи началось руками людей, сохранивших в душе веру. Десятилетия эти русские женщины жили с болью о родном храме. В 30-х годах в их детской памяти запечатлелась эта страшная картина вандализма. Прошла война, надорвавшая здоровье и унёсшая отцов, который отдали жизни «за други своя» без последнего святого утешения, прошли полуголодные пятидесятые, немного весёлыё шестидесятые, относительно «сытые» семидесятые, просвистела «перестройка» и уже к концу 20 века древнее русское село Поведь возвратило себе звание духовного центра округи.
Руками прихожан в храме были проведены работы по расчистке от мусора и грязи. Возглавлявшая в то время сельскую администрацию Т.И.Шмелёва способствовала регистрации прихода, приезду настоятеля храма. Первые службы повёл отец Леонид (Новиков), а затем настоятелем храма был поставлен отец Георгий (Воробьёв). Начались регулярные службы. Храм ожил.
Отец Георгий и матушка Зоя, заботясь о благоустройстве храма, узнали о сохранённом в дальней деревне храмового Евангелия. Поехали туда с прихожанками. Машина застряла на лесной дороге. Спутницы стали уговаривать батюшку вернутся обратно. Однако что-то заставило его пойти искать в окрестных деревнях трактор. Машина была вытащена, и все добрались до цели. У дома, в котором хранилось Евангелие, стояла другая машина. Это дочка забирала пожилую мать к себе в Москву. Опоздай батюшка на десять минут, и святыня уехала бы вместе с ними. Так, чудесным образом, в храм вернулось Евангелие. Оклад был утрачен, первых страниц не хватало, переплёт обожжён. Восстановить святую книгу отцу Георгию помогли московские реставраторы.
Частично сохранилось и распятие Господне, которое отреставрировал известный российский скульптор Геннадий Паршин. На руках Господа Иисуса Христа остались заметны следы лезвия топора. Художники Паршины восстановил своды иконостаса, изготовили алтарные двери. Валентина Паршина написала образ Покрова Пресвятой Богородицы на восточной алтарной апсиде храма. Много сделала для сохранения и развития певческой традиции известный музыкальный педагог Наталия Царёва. Трудами Отца Георгия проведены большие работы по восстановлению храма. Восстановлено внутреннее убранство, заменено железное покрытие, проведена побелка фасада.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы встречает свой многовековой юбилей, как невеста, в ослепительно белоснежной чистоте. 14 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы под сводами храма-именинника прозвучат слова праздничного тропаря :[Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша] и к ним молитвенно присоединятся души всех жертователей и благоустроителей сего храма.

И.Демидов, д. Осташково.

   Литература:
         Семёнов А.Ю. «Поведь», СПбГПУ,2011.
         Храмы новоторжской земли, Тверь,2010.

Найти на карте:

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *