Местная религиозная организация православный Приход Михаило-Архангельской церкви г. Торжка Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
172006, Тверская обл., Торжокский р-он, г. Торжок, Республиканский пер., д. 3
Духовенство храма:
Настоятель протоиерей Николай Михайлович Алексеев
протоиерей Александр Павлович Лузянин
Контактная информация:
☎ +7 (910) 845-42-43
История и описание:
Церквь Благовещения Пресвятой Богородицы, более известная по приделу во имя святого архистратига Михаила и называемая в народе Михайловской церковью, стоит на высоком холме, который когда-то был полуостровом: омывался ручьями Вороньяк, Красный и Здоровец.
Она упоминается в писцовой книге 1625 г.: «храм Благовещение Пресвятой Богородицы, да Архангел Михайло на одном окладе». Эти деревянные церкви сгорели в 1742 г., когда при пожаре выгорел почти весь город. Ныне существующая церковь была построена в 1758 г., расширена и перестроена в 1850 г., в 1864 г. выстроена колокольня, наблюдал за строительством архитектор Александров, которая в 1887 г. архитектором В. Назариным увеличена в высоту и перестроена.
Пятиглавый храм отличался «благолепием» интерьера: иконостас был весь золоченый, а стены отделаны под мрамор.
С 1931-ого по 1936 год в Благовещенском храме хранились раки с мощами пр. Ефрема и пр. Аркадия новоторжских. Был закрыт в 1936 году, тогда в нем устроили пекарню. Открыли храм на Благовещение 6 апреля 1946 года.
(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО «Пожтехника».)
(Фото. Олега Гусарова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Благовещенская, более известная под названием Архангельской; церковь расположена на высоком полуострове, омываемом ручьями с востока Вороньяком, с севера — Здоровцем, а с запада — Красным. Местоположение церкви весьма красивое и, при величественной архитектуре, храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная, окружена недавно устроенною красивою железною оградой. В местности, называемой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и св. архистр. Божия Михаила; они были деревянные и в литовское нашествие (1609 г.) были разорены и сожжены.
В 1660 году, по челобитью священника Архангельской церкви Василия Семенова, дана была выпись из писцовых книг, в которой говорится: «в приказе Володимерской чети в писцовых книгах письма и дозору Василья Толстова, да подъячаго Дружины Федотова 7124 (1616) году написано: в Торжку на посаде церкви приходныя и в той статье написано место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да место же церковное, что была церковь архангела Михаила, а на церковной земле во дворе поп Петр Семенов, да церковных мест — дьячково, проскурницыно, да пять мест келейных, — церкви и дворы и кельи пожгли литовские люди, а дана сия выпись… для вотчиннаго владения, что ему попу Василью и впредь кто у той церкви попы будут и теми пустошами и сенными покосы и дворовыми и келейными местами по сей выписи владеть по прежнему безъотнимочно»…
В описании Торжка Нарбекова (1625) о Благовещенской и Архангельской церквах говорится следующее: «На посаде храм Благовещения Пресвятой Богородицы, да архангел Михаил на одном окладе, а в нем Божия милосердия и деисусов в тябле с праздники и пророки, да местный образ Пречистыя Богородицы Благовещенья на золоте с венцем и с гривенкою, да архангел Михаил с венцем и с гривною, да Пречистая Богородица на красках Одигитрии, да сосуды оловянные, да крест, да Пречистая запрестольная, да двои ризы полотняныя оплечья бархат цветной шелк красной по белой земле, да в трапезе святых Жен Мироносиц с венцы и гривенки, да кадило медное, да Евангелие письменное, евангелисты медные, а другое Евангелие харатейное, да ризы, да два стихаря полотняные, да книг: Апостол письменный, да два Охтоя, да два Трефолоя, две Триоди, да Псалтырь, да два Пролога — один письмннный, а другой харатейный, да Минея общая письменная, да часовник, а книги письменные, да колокол пуда в три»…
Можно думать, что Благовещенская и Архангело-Михайловская церкви существовали гораздо ранее 17 века. О дальнейшей судьбе этих церквей находятся сведения в переписной книге за 1710 год стольника и коменданта г. Торжка; в этой книге сказано: «Слобода Благовещенская и Михайловская, а в той слободе две церкви деревянныя, одна во имя Благовещения Пресвятой Богородицы теплая, другая во имя собора архистратига Михаила холодная». Вероятно эти церкви сгорели в 1742 году, когда на второй неделе по Пасхе во вторник выгорел весь город Торжок. В 1758 году построена была каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи, с теплым приделом в трапезной во имя святого архангела Михаила. В 1817 году престол в честь Рождества святого Иоанна Предтечи был уничтожен, потому что была » темнота от малости окон и в дверях утеснение». (Указ Новоторж. Правл. № 198, 1816 г.).
В 1850 году вследствие течи на деревянной крыше в приделе святого архистратига Михаила, сооружена была новая теплая каменная церковь с двумя престолами: святого архистратига Михаила (правый) и Владимрской иконы Божией Матери (левый). Эти приделы были освящены Борисоглебским архимандритом Анастасием. Благовещенская (холодная) церковь, построенная в 1758 году, была разоренаи вместо ея в 1864 году была выстроена новая, более обширная и с одним только престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; эта церковь была освящена 21 марта 1864 года Борисоглебским архимандритом Антонием.
В 1877 году в Благовещенской церкви иконостас весь был вызолочен и живопись возобновлена; в 1887 году перестроена была колокольня, так как прежде бывшая (малая) не соответствовала уже величественному новому храму; в 1892 году в теплой церкви (в приделах) были устроены новые иконостасы и весь храм был отделан под мрамор, и в настоящее время Благовещенский храм один из лучших в Торжке по внешней красивой архитектуре и внутреннему своему благолепию.
В Благовещенской церкви замечательны по древности следующия иконы: икона Воскресения Христова (и сошествия во ад), храмовая икона Благовещения Пресвятой Богородицы, икона Собор святого архистратига Михаила, икона Божией Матери скорбящих Радости, икона Тихвинской Божией Матери; все эти иконы в серебрянных позлащенных ризах; из них особенно чтится прихожанами икона Собора архистратига Михаила. Все вышепоименованные иконы, как видно из описи, существовали в прежней церкви, построенной в 1758 году.
Из икон позднейшаго времени заслуживают внимания: икона Собора святого архангела Михаила в теплой церкви, на ней риза серебрянная позлащенная с брилиантами в венце архистратига Михаила; эта икона пожертвована прихожанином Н.М. Тысяцким. Икона Тихвинской Божией Матери в дорогой серебрянной ризе — дар прихожанина И.Е. Милюгина, икона Божией Матери, именуемой «Отрада» или «Утешение», принесена с Афна и пожертвована в церковь Е.В. Сапожниковою. Запрестольная икона Тихвинской Божией Матери сребропозлащенная, на обороте ея написаны святой Василий Великий, пророк Илия и святой Николай чудотворец.
В Благовещенском храме самою древнею иконой можно считать икону Спасителя, по сторонам коего написаны вместо евангелистов символы, держащие Евангелие (эту икону относят к 17 веку); древняя икона Похвалы Пресвятой Богородицы с изображением 17 ветхозаветных праотцев и пророков с хартиями. В церковной библиотеке хранится Кормчая книга, писанная полууставом.
Из священников, служивших при Благовещенской церкви известны: Петр Семенов (1616 — 1625), Богдан Семенов (1625), Василий Семенов (1660), Иоанн (1685), Григорий Никифоров (1692 — 1710), Иоанн Григорьев (1710), Андрей Васильев (1748 — 1765), Косьма Андреев (1765 — 1800, + 1 июля 1804 года 79 лет), Александр Андреевич Смирнов (бывший учителем риторики в Тверской духовной семинарии с 1701 по 1847, + 74 лет 28 января 1855 года.), сын его Иоанн Смирнов с 1845 по 1865 г; с 23 ноября 1863 г. протоиерей Николай Яковлевич Михайловский, кандидат С.-Петербургской духовной академии XXVI курс. (с 1865 по 1891 г. состоял смотрителем Новоторжского духовного училища).
По данным Тверского епархиального статистического сборника 1901 года:
Церковь Благовещенская, каменная, построена — холодная в 1865 году, теплая в 1850 году, престола три: в холодной Благовещения Пресвятой Богородицы, в придельной теплой: правый Архистратига Михаила, левый Владимирской Божией Матери.
Церковные документы: опись 1853 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1828 года, план на землю.
В 1901 году служили: Протоиерей Николай Яковлевич Михайловский 61-го года, кандидат богословия, в служении с 1865 года, священником с 1865 года, Протоиереем с 1889 года, состоит цензором проповедей и благочинным, награжден в 1899 году орденом Святой Анны второй степени. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Петрович Тихомиров 38-ми лет, в должности с 1883 года, диаконом с 1885 года.
Прихожан в Торжке и деревне Борисцеве — 189 дворов (570 мужчин, 589 женщин).
В 1914 году служили: Священник Феодор Любский 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 26 лет, в Благовещенском храме 5 лет. Псаломщик-диакон Арсений Тихомиров 52-х лет, на службе 31 год, в Благовещенском храме 28 лет.
Прихожан в Торжке и в деревне Борисцево — 605 мужчин и 614 женщин.
(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.)
(Фото. № 2 Андрея Ага.)
С ТЕРПЕНИЕМ И ЛЮБОВЬЮ
Рассказ посвященн митрофорному протоиерею Соколову Александру Васильевичу, чья жизнь на протяжении более 20-ти лет была связана с Торжком и Михаило-Архангельским храмом.
Родился Александр в 1900 году в польском городке Скерневицы под Варшавой в семье священника. До войны 1914 года Скерневицы были одним из любимейших местопребываний Государя Николая II. Там же на средства Царской семьи была построена церковь во имя свт. Алексия, митрополита Московского по проекту Н.К. Рериха.
В семье Соколовых было еще три сестры и три брата, один из которых — Василий — также стал священником. До 1917 года семья переехала из Польши во Владимир. Время было страшное: революция, гражданская война, голод, разруха и ужасающие по своему размаху и жестокости гонения на Церковь. Начиная с 1917 года священников сажали в тюрьмы, расстреливали, закапывали в землю живьем, лишали имущества и гражданских прав.
После окончания Владимирской семинарии и трудовой школы в 1919 году, Александр некоторое время работал учителем Наверное, он мог бы продолжать работать в школе и жить ему было бы намного проще, но его дед, отец, дяди — все были священнослужителями. И все они подвергались гонениям. Разве мог неравнодушный человек оставаться в стороне?
В 1920 году Александр женился на Нине, дочери священника Иоанна Гиляревского, оставшейся без родителей с маленьким братом на руках. В октябре 1921 года он был рукоположен и назначен священником Воскресенской церкви погоста Листвена Судогодского района Владимирской области. Воскресенский храм был построен на месте мужского монастыря, основанного Иваном Грозным. В Листвено отец Александр прослужил до 1937 года. Здесь у него с матушкой родилось семь детей, двое из которых умерли в младенчестве.
С 1937 по 1939 год о. Александр был настоятелем Иоакимо-Аннинской церкви и благочинным церквей г. Гусь-Хрустального. До него эту должность занимал родной дядя Нины Ивановны, протоиерей Вячеслав Гиляревский, арестованный за антисоветскую агитацию.
В 1939 году отец Александр был переведен в Калининскую епархию и к Пасхе 1940 года награжден саном протоиерея. Почти до конца Великой Отечественной войны он прослужил в Ильинской церкви с. Селихово Конаковского района. В начале войны о. Александра на четыре месяца отправляли работать на оборону: строить аэродром под Конаково.
В 1943 году на войне почти одновременно погибли оба его старших сына — Георгий и Геннадий.
Несмотря на тяжелые испытания, смерть старших сыновей, постоянное притеснение со стороны властей, о Александр не терял присутствия духа и ободрял свою паству. Сохранились его проникновенные проповеди того времени. Также верующие помнят: когда фашисты стояли под Москвой, о Александр проводил богослужения «с особенным молитвенным воодушевлением, и однажды, когда положение было особенно тяжелым, молились даже всю ночь. И на следующий день приходит известие, что гитлеровцы отступили!»
В конце войны начали открываться церкви и о. Александр служил в Бежецке, Осташкове, сельских храмах.
В 1948 году мой прадедушка был назначен вторым священником Михайло-Архангельского храма города Торжка. Он сразу полюбил и храм, и город — перевез сюда всю семью, построил дом, посадил сад.
В 1951 году отец Александр стал настоятелем Михайловского храма и благочинным Новоторжского округа Калининской епархии. Он вложил много сил в восстановление и украшение единственного действующего храма в Торжке. Вместе с церковным старостой ездил по деревням и селам, просил жителей пожертвовать иконы для храма. Ему также удалось спасти ценные иконы и церковную утварь из закрытых храмов Торжка.
Отец Александр снискал уважение и любовь жителей Торжка. Его отличали мудрость, смирение, он умел прощать и брать на себя тяготы других. Прихожане вспоминают его как доброго пастыря, трудолюбивого и терпеливого.
С большим почтением отец Александр относился к своей супруге Нине Ивановне, детей воспитывал в строгости, но с человеколюбием. Внуков очень любил, старался проводить с ними как можно больше времени. Много читал, собирал домашнюю библиотеку, бережно хранил подарки и предметы старины, благоустраивал сад и дом. Был немногословен, всё делал внимательно, с молитвой.
Отец Александр отошел к Господу в ночь с 31 января на 1 февраля 1970 года. Погребён на Иоанно-Богословском кладбище Торжка, за алтарём храма Иоанна Богослова. Нина Ивановна пережила супруга на 10 лет и была погребена рядом с ним.
Можно сказать, что прадедушка всё в жизни делал с терпением, смирением и любовью, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства смерть близких людей, гонения, угрозу жизни.
«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». И мы, его правнуки, ощущаем с ним сильнейшую духовную связь, несмотря на то, что нас с ним разделяют десятилетия. Это сокровище нетленное, которое он приобрел для нас своей жизнью, своими неустанными трудами и молитвенным деланием.
Анастасия МАКШАКОВА,
правнучка митрофорного протоиерея
Соколова Александра Васильевича
Р.S.: Могила, где покоятся супруги Соколовы, ухожена, на ней растут цветы, зимой расчищены дорожки: всегда можно прийти на могилу и поклониться праху людей, которые оставили след в душах верующих.
(Торжокская газета № 36 (716) 12 сентября 2012. www.torzhokweek.ru.)
(Фото. № 3 с сайта Древо — открытая православная энциклопедия.)
Найти на карте: