Церковь Симеона Столпника с. Семёновское

Местная религиозная организация православный Приход церкви Симеона Столпника с. Семеновское Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

172007, Тверская обл., Торжокский р-он, д. Семёновское

© Фото. Анатолия Максимова

Духовенство храма:

священник Юрий Александрович Макаров

Контактная информация:

☎ 8-919-055-65-50

История и описание:

Старинное село, в 1626 году — небольшой монастырь с соборным храмом в честь преподобного Симеона Столпника. Bозлe храма в келье жил иеромонах Гедеон. Было также пустое место еще не отстроенного теплого храма в честь Похвалы Богородицы. Позже, в конце века, Семеновский монастырь приписан к новоторжскому Борисоглебскому монастырю и в 1764 году упразднен. Существует предание, что именно зжесь, немного выше Торжка по течению Тверцы, на устье речки Дорогощи, впервые поселился преподобный Ефрем и основал странноприимный дом. Само название реки переводят как «даром гощу» — воспоминание о благотворительности Ефрема.

Каменная церковь начата строением в 1776 году, в 1779 году освящен придел Симеона Сиолпника, а уже в 1782 году были освящены главный престол Похвалы Богородицы и Никольский придел. Это яркий и сравнительно мало зaтeм перестроенный памятник местного варианта позднего барокко с характерным мелким рустом и «сплющенным» восьмериком.

Замечательной особенностью храма является частично сохранившаяся в интерьере его холодной (летней) части живопись, исполненная маслом первоначально около 1835 года и зaтeм дважды ремонтировавшаяся — около 1875 года и в начале ХХ в. (В последний ремонт были выполнены и две плохо сохранившиеся композиции под колокольней по популярным в Торжке хромолитографиям на тему жития преподобного Ефрема.) Живопись в холодной церкви имеет ряд уникальных особенностей. Так, например, в восьмерике помещены отдельно стоящие фигуры святых (зa исключением переписанного между ними фона это наиболее уцелевшие учаcтки живописи 1835 года). В четверике на стенах помещены восемь композиций на тему «Песни Богородицы» (уцелело шесть) — хотя четыре из них покрыты записью 1875 года, они являяются самыми сохранными и самыми заметными для зрителя живописными композициями в храме.

В храме сохранился каркас иконостаса 1834 года с остатками резьбы и одной полусмытой иконой — «Введение во храм» .

Храм закрыт в 1930-х годах, открыт в начале 1990-х гг. В настоящее время продолжается ремонт, закрыта новым железом кровля, установлены купола и кресты. Службы идут в приделе преподобного Симеона Столпника, ремонтируется Никольский придел.

Иванов П. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. — Тверь, 2010.

Погост Семеновский, или, как слывет у народа, «Святой Семен» весьма древнее селение; оно известно было в 11 столетии. Из жития преподобного Ефрема Новоторжскаго чудотворца видно, что он, прежде основания в Торжке Борисоглебского монастыря, поселился на высоком берегу реки Тверцы, и здесь устроил странноприимницу, в которой принимал странников, путешественников, торговых людей, отправлявшихся в великий Новгород, и кормил их даром (угощал); отсюда будто-бы и местность, где учредил преподобный Ефрем странноприимницу, получило наименование «Дорогощи», и впоследствии погост Семеновский стал называться Семеновским, что на Дорогощи. Неизвестно, когда на месте странноприимницы преподобным Ефремом учрежден был мужской монастырь, в котором храм был посвящен памяти преподобного Симеона столпника (1 сентября по ст. стилю), — отсюда и народное наименование его «Святым Симеоном». О сем монастыре упоминается под 1537 г., когда в нем был игуменом Киприан. Кроме Киприана у Строева (Списки настоятелей) упоминаются в Симеоносском монастыре, что на Дорогощи, игумен Исаия 1551 г. и строитель Арсений Тархов с 1637 по 1659 г. В 1689 г. Симеоновский монастырь по грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софии, со всеми угодиями и землями был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому монастырю. В 1721 г. Симеоновский монастырь был закрыт и бывшия в нем церкви (Похвалы Божиея Матери и преподобного Симеона Столпника) обращены в приходския для погоста Семеновскаго («Святой Семен»), что на Дорогощи, каковым именем называется здесь протекающий ручей. Памятниками прежде существовавших в этом погосте деревянных церкве — на восточной стороне от нынешней церкви остались две небольшия кирпичныя, покрытыя железом, часовни (каплицы), не в юлизком разстоянии одна от другой находящияся. Ныне существующая каменная церковь построена в 1782 году на средства прихожан; в ней три престола — главный посвящен иконе Похвалы Божией Матери, а приделы в теплой трапезной преподобному Симеону Столпнику (правый) и святителю Николаю чудотворцу (левый). Церковь села Семеновскаго, у граждан города Торжка и окрестных селений, пользуется большим уважением, ради преподобного Ефрема, Новоторжского чудотворца; ежегодно, 1 сентября, на памятьСимеона Столпника, в нее бывает большое стечение богомольцев; в недавнее время (31 августа 1900 г.), по ходатойству Тверского Епархиальнаго Начальства, вследствие прошения граждан города Торжка и прихожан погоста Семеновскаго, Священным Синодом учрежден ежегодный крестный ход 1 сентября из Новоторжского Борисоглебского монастыря в церковь преподобного Симеона (в Семеновское); совершается этот крестный ход при многочисленном стечении богомольцев. В церкви погоста Семеновскаго осталось много церковных древностей, некоторыя из них от прежде бывшаго здесь монастыря, как-то: игуменский жезл, деревянный, темнаго цвета, верх котораго загнут обоими концами вниз; из книг — Постная триодь, без заглавного листа, а потому неизвестен год ея издания; по листам ея находится надпись: «В память преподобного отца нашего Симеона Столпника и матери его Марфы… Книга сия постная Триодь от Шехонина, сына Акимова, о здравии сына своего Симеона и за упокой отца своего схимника Мисаила, в мире Макария, в монастырь преподобного Симеона Столпника и Похвалы Пресвятой Богородицы и родителей наших поминати». В этой Триоди помещен чин православия в 1-ю неделю великаго поста с подробным перечнем лиц, предаваемых анафеме, а также тех, коим за твердость в православной вере и за иконопочитание возглашается вечная память. Цветная триодь , на заглавном листе которой сказано: «Пентикостарион, еже есть Пятьдесятница, от греческаго изследования. Напечатася в царствующем граде Москве, повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великаго князя Алексия Михаиловича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, в 25 лето царствования его. По благославению же великаго господина святейшаго Кир Иоасафа, патриарха Московскаго т всея Руси; в лето от создания мира 7178, от Рождества же Господа нашего И. Христа 1670, индикта 8 месяца марта». Из надписи на этой Триоди видно, что она предназначалась в «обитель Живоначальныя Троицы» (ныне церковь в городе Торжке, так называемая дальняя Троица); когда она поступила в Симеоновскую церковь — неизвестно. Евангелие, в четверь листа, обложено черным бархатом, напечатано в Москве в 1685 году при патриархе Иоакиме; Апостол — напечатан в Москве в 1685 году, при том же патриархе (Иоаким). Оловянные сосуды (потир с медным подонком и такою же ручкой, весом в два фунта, дискос, звездица, два блюдца, ковшик для теплоты, ковчег в два фунта, для хранения в нем святых даров и запасных на великий пост агнцев, кругый ковчег малого размера и дароносица круглая).

Село Семеновское, от Твери 60 верст, Торжка 3 версты.
Церковь Похвальская, построена в 1782 году, каменная, престолов три: в холодной Похвалы Пресвятой Богородицы, в теплой: северный Святителя Николая, южный Преподобного Симеона Столпника.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1828 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Алексий Васильевич Алексеев 56-ти лет, студент семинарии, в служении с 1868 года, священником с 1872 года, награжден в 1898 году камилавкой. Диакон Иоанн Николаевич Баранов 43-х лет, диаконом с 1887 года. Псаломщик Александр Петрович Знаменский 69-ти лет, в должности с 1848 года, награжден в 1899 году золотой медалью.
Прихожан в селе Семеновском, в деревнях Дубровке, Якутине, Голенищеве, Брячкове, Хотилове — 250 дворов (865 мужчин, 905 женщин).
В 1914 году служили: Священник Владимир Алексеев 43-х лет, окончил семинарию, на службе 20 лет, в храме Похвалы Богородицы 13 лет. Штатный диакон Василий Решетов 42-х лет, на службе 23 года, в храме Похвалы Богородицы 3 года. Псаломщик Виктор Колтыпин 29-ти лет, на службе 9 лет.
Прихожан в деревнях Дубровка, Якутино, Голенищево, Брячково, Хотиново — 945 мужчин и 954 женщины.

Монастыри и приходские церкви города Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1993., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии 1915г. — Тверь, 1915.

Найти на карте:

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *