Иоанна Богослова церковь г. Торжок

Местная религиозная организация православный Приход церкви Иоанна-Богослова г. Торжка Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

172002, Тверская обл., Торжокский р-он, г. Торжок, ул. Володарского, д. 78 (Иоанно-Богословское кладбище)

© Фото. Сергея Павловича Носикова

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ

Духовенство храма:

Настоятель протоиерей Николай Михайлович Алексеев
иерей Михаил Николаевич Рогозин

Контактная информация:

☎ 8 (48251) 99027

История и описание:

Монастырское подворье Иоанно Богословская церковь было открыто по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1994 г.
Историческая справка: Кладбищенская Иоанно-Богословская церковь была построена в 1783 г. Церковь каменная, однопрестольная в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и брата его Иакова. К ней была приписана церковь Иоанна Дамаскина и Марии Египетской, построенная в 1844 г. В 1930-х гг. церкви были закрыты гражданской властью.
К 2005 году выполнены реставрационные работы по отделке фасада храма Иоанна Богослова. Заменено и утеплено покрытие пола. Переоборудована система электрического отопления. Начато и успешно продвигается строительство нового иконостаса. Отремонтировано печное отопление.

(Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии.)

В XVI в. на месте церкви находилась Богословская пустынь, или Иоанно-Богословский мужской монастырь. Он был разорён и сожжён в 1604 г. во время литовского набега.
После этого был сооружён деревянный храм, но в 1684 г. его из-за ветхости разобрали. На этом месте монахи Борисогле6ского монастыря установили крест. Он сохранился до наших дней вмонтированным в действующую церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. эта церковь как кладбищенская (городское кладбище по просьбе горожан было здесь открыто в 1772 г.) была построена на средства купца Ивана Якимовича Морозова в 1778 — 1782 гг. Родовая усыпальница именитых купцов Морозовых находилась рядом с храмом. Во время строительства Иоанно-Богословской церкви в Торжок приезжала императрица Екатерина II, она познакомилась с И.Я. Морозовым и выслала ему из Старицы старинный образ Иоанна Богослова для строившегося храма. Эта икона была помещена в иконостасе над могилой пятнадцатилетнего сына Морозова, отрока Иоанна. В 1844 году на средства купца Бителева вокруг кладбища построили каменную ограду. В 1865 -1867 гг. церковь возобновлялась на средства её старосты, почётного гражданина купца Якова Никитича Уварова. Братьями этого купца на этом же кладбище была построена в 1843 -1844 гг. тёплая церковь во имя Иоанна Дамаскина и преподобной Марии Египетской. эта церковь была снесена в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Под этим храмом находилась семейная усыпальница Уваровых. В 1839 -1842 гг. Богословское кладбище было обнесено каменной оградой, построенной на средства новоторжского купца Бителёва.
Богословская церковь была закрыта в 1940 г. со временем она обветшала. В 1990 г. по инициативе Раисы Николаевны Мальхановой началось восстановление храма. В 1993 г. храм был освящён и вновь открыт для богослужений. Иоанно-Богословская церковь приписана к Борисогле6скому мужскому монастырю.
Среди погребенных на Иоанно-Богословском кладбище немало именитых людей: приятель А.С. Пушкина, владелец села Павловского П.И. Вульф, герой боев на Шипке 1877 — 1878 годов полковник Д.Ф. Бек, почетные граждане Торжка. Сохранились некоторые родовые усыпальницы новоторжских купцов Уваровых, Морозовых, Вавулиных, Цвылевых, Омининых и др.

(По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО «Пожтехника».)

Иоанно-Богословское кладбище расположено на самом возвышенном по окружности г. Торжка месте (в одной версте от города по большой дороге в г. Осташков); обнесено каменною осьмиугольною, на пространстве 427 сажен, оградою. На этом кладбище две каменных церкви (Иоанна-Богослова и пр. Марии Египетской). На месте нынешней Богословской церкви в старину существовала «Богословская пустынь», или Иоанно-Богословский (Иванов) мужской монастырь. Кем, когда и по какому случаю он был основан — неизвестно; но эта обитель существовала в 16 столетии, до литовского разорения, и литвой в 1604 г. он был разорен и сожжен, что видно из грамоты, данной в 1689 г. царями Петром и Иоанном Алексеевичами Борисоглебскаго Новоторжскаго монастыря Тарасию (1682 — 1695). В этой грамоте, между прочим, говорится, что указом великаго государя Михаила Федоровича в 7171 (1613) майя 17-го, по челобитью Борисоглебского монастыря архимандрита Ионы (Волкова, уроженца г. Торжка) с братиею, отдан был храм Иоанна Богослова (за посадом на вспольи) с землею и угодьями, ему принадлежавшими (4 пустоши и пах. земля) Борисоглебскому монастырю. О Богословской церкви в царской грамоте Михаила Федоровича сказано: «и ныне де (1613 г.) тут храма нет, а пустоши Ернушкино, Офремово, Медведково и Барышники) лежат пусты, не владеет ими никто»… Архимандрит Иона построил на месте прежде бывшей монастырской Богословской церкви — храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «по прежнему». Этот храм существовал до 1686 года, когда по царской грамоте за ветхостью велено было его уничтожить. На месте престола упраздненнаго храма был поставлен каменный крест со следующею, высеченной на нем, надписью: «Водружен сей святой крест на месте церкви святого апостола Иоанна Богослова, которая с сего места, ради пустоты, снесена, и построена, по благословению Преосвященнаго Корнилия, митрополита великаго Новаграда г. Великих Лук, вместо ея в Новоторжском Борисоглебском монастыре, на святых воротах, каменная в приделе, 1686 г. при архимандрите Тарасии». Этот крест стоял на месте бывшей монастырской Иоанно-Богословской церкви до 1778 года, т.е. до постройки нынешней кладбищенской Богословской церкви, и ныне находится в восточной алтарной стене, снаружи в упомянутой (Богословской) церкви. В Борисоглебском Новоторжском монастыре на память о Богословской церкви на святых вратах, где ныне храм Нерукотвореннаго Образа Спасителя, существовала трехпрестольная церковь (Воздвижения честнаго креста, святого Николая и Иоанна Богослова).
Ныне существующая на городском кладбище церковь, посвященная святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, построена по благословению Тверского архиепископа Платона (впоследствии Московского митрополита) купцом Иваном Иаковичем Морозовым и освящена была в 1782 году. Кладбище для затверецкой части (для прихожан Собора, Благовещенской, Воскресенской, Вознесенской, Пятницкой, Богоявленской, Георгиевской, Знаменской, Успенской и отчасти Сретенской, Климентовской и Иоанно-Предтеченской церквей), по ходатайству граждан г. Торжка было открыто в 1772 г. Побуждением для храмоздателя Ив. Ак. Морозова посвятить кладбищенскую церковь святому Иоанну Богослову, кроме того, что здесь существовал Иоанно-Богословский монастырь, было и то, что как он, так и его сын получили при святом крещении имя святого апостола. Кроме того, Императрица Екатерина II, во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург, принимала г. Морозова, как известнаго Ей своею благотворительностию, выслала ему из Старицы для новостроющагося храма икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; икона эта помещена в иконостасе над могилой сына Морозова, 15-летняго отрока Иоанна, надмогильная плита коего находится ныне вне храма при южной двери, при входе в церковь. В воспоминание царскаго дара иконы (святого евангелиста Иоанна Богослова) ежегодно, 8 мая, совершается крестный ход из Борисоглебскаго монастыря в кладбищенскую Богоявленскую церковь. Длина Богословской церкви 11 1/2 саженей, шиоина — 8 саженей, высота 13 саженей.
В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. Кирпичный пол в церкви заменен деревянным; престол устроен из кипарснаго дерева. Все иконы (20), писанныя в 1781 году, за исключением только иконы преподобного Иоанна Дамаскина, были возобновлены живописцем за 1000 рублей. В благодарность Якову Уварову за возобновление им храма, испрошено разрешение у архиепископа Филофея освятить кладбищенскую церковь в честь святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и брата его святого апостола Иакова Зеведеева, имя которого носил Яков Никит. Уваров; возобновленный храм был освящен 30 апреля 1867 года.
В кладбищенской церкви много замечательных икон по древности и оригинальности изображений. Но более всех обращает на себя внимание храмовая икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (7 и 6 вершков) в серебряной позлащенной ризе, дар Императрицы Екатерины II.
2) Нерукотворный образ Спасителя в серебряной позлащенной ризе (15х13 вершков), местночтимый.
3) Древняя икона Пресвятой Троицы (Авраам принимает 3-х странников у дуба Мамврийскаго) в серебрянной позлащенной ризе; пожертвована Новоторжским гражданином Иваном Семеновичем Апанициным ( 1 аршин 7 вершков длины, 1 аршин 1 вершок ширины).
4) Икона Знамения Пресвятой Богородицы Новгородской, древнего греческаго письма (длиною 13 1/2 вершков, шириной 12 вершков) в серебряной чеканной ризе, с надписью внизу: «Истинное изображение против чудотворнаго образа Знамения Пресвятой Богородицы, яже в великом Новограде на Ильинской улице; пожертвована Н.П. Березиным (эта икона в теплой церкви).
5) Икона Софии Премудрости Божией (Новгород. извода), длиною 2 аршина, шириною 1 аршин 6 вершков, греческаго древнего письма. Божественная София представлена возседающею на золотом престоле в виде крылатаго огненнаго ангела; в деснице ея свернутый свиток, а в шуйце — скипетр; под ея ногами облако, а ниже 6 херувимов, над главой малое изображение Спасителя, благословляющаго обеими руками; выше Спасителя на престоле золотая закрытая книга, держимая по сторонам руками невидимаго существа; по сторонам престола по три херувима в молитвенном положении. Пред Софиею предстоят Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча. У Божией Матери в руках икона благославляющаго Спасителя. Верхняя часть иконы представляет небо, усеянное звездами.
6) Икона преподобного Иоанна Дамаскина, написанная в 1781 году (длиной 2 аршина 4 вершка, шириной 2 аршина). Пред лицом преподобного Иоанна изображено два открытых гроба, в одном (меньшем) заключается тело недавно умершаго человека, а в другом — только человеческий остов. Над гробами и около их написаны некоторыя из надгробных песнопений, составленных преподобным Иоанном.
7) Икона Господа Иисуса Христа, глаголющаго: «Аз есмь лоза, вы же рождие» (Иоан. 15, 5). Посреди иконы изображен Спаситель благословляющий десницею и держащий в левой руке Евангелие; в сиянии от Спасителя изображены страдания святых 12 апостолов; вверху Спасителя — ангелы и архангелы, а внизу множество святых (длина 3 аршина, ширина 2 1/2 аршина). Из богослужебных книг замечательны Минеи (за сентябрь, октябрь и ноябрь), изданныя в Москве в 1666 году; Синодик, в кожаном переплете; из надписи в нем видно, что он написан дьячком Знаменской церкви Иваном Григорьевым, который пожертвовал оный в Иоанно-Богословскую церковь по себе и своих родителях.
На Богословском кладбище близ храма святого Иоанна Богослова погребены служившие при оном священники: Иоан Ант. Соколов, Михаил Ив. Клопский, сын его Михаил Клопский с своими семействами; далее похоронены почетный гражданин Павел М. Мышкин, — над ним памятник из сераго мрамора; почетный гражданин Стефан В. Селецкий, пожертвовавший в пользу кладбищенского причта землю на Лысой горе; далее — известный в свое время Новоторжский коммерсант Иван М. Вишняков; недалеко от него могила перваго при кладбищенской церкви священника отца Михаила Косьмина. Черный полированный памятник на могиле Новоторжского гражданина Ивана Т. Масленникова; ближе к церкви каменное надгробие над могилою храмоздателя Ивана Яковлевича Морозова и его семьи; тут же могила инспектора Новоторжского духовного училища Петра Яковлевича Ловягина; по дорожке к теплой церкви погребены — тело соборного протоиерея Василия Гр. Постникова, Воскресенской церкви священников Павла Ст. Братинскаго и Ефрема Мих. Пятницкаго; Успенской церкви священников Александра Воронцова и Иакова Львова; здесь же могилы Ивана Ег. Малюгина, Омининых, Цвылевых, Вавулиных, Штанковскаго, Князевых, Кисельниковых и др.
Здесь же могила жены священника Знаменской церкви Илии Ал. Сретенскаго (впоследствии иеромонах Илиодор Новоторжскаго Борисоглебскаго монастыря, автор Историческо-статистического описания города Торжка) Александры Семеновны, умершей от родов 2 июня 1832 года, с каменным надгробием, на котором две на латинском и одна на греческом языках надписи-эпитафии.
Перевод греческой эпитафии:
«Этот надгробный памятник сооружен скорбящим супругом, как знак вечной любви и юлагодарности вечно достойной, наилучшей и возлюбленной жене» Июня 2 дня 1833 года.
Перевод латинской эпитафии:
«О ты, которая так часто посещала это место покоя и здраво мыслила, забыв пустоту сей жизни и дела ея, многим приятныя, достойная любви, возлюбленная Богом, достойная блаженной жизни, освободившись от оков плоти, после многих в течение жизни трудов и болезней, — воспользуйся теперь вожделенным покоем, имея по обе стороны возлюбленных тебе детей, лежащая (здесь в своих бренных) останках с того последняго дня который принес тебе смерть».
«Преждевременная смерть соединила тебя с детьми твоими и Богом, тобою возлюбленным… ведь необходимое условие жизни, чтобы я, один только любящий тебя, воздал почесть твоему праху; требует оно (должно быть, условие жизни), чтобы чрез свободное такого же рода желание я весьма крепко соединился с тобою и поспешил туда же, где и ты! Умоляю однако не забывать меня оставшегося в живых, (меня), пылающаго чистою любовию, достойною тебя, и всегда имеющаго пылать (такою же любовью)».
Над могилой известнаго в свое время в Торжке благотворителя и учредителя городского общественного банка и богадельни для престарелых Петра Ал. Тетюхина и его сына устроена весьма красивая часовня. Далее находятся могилы Грузинцевых, Галузиных, Остолоповых, Красноперовых, Новоселовых, Луковниковых, Лисициных; недалеко от теплой церкви погребены: Пятницкой церкви священник Алексей Рязанцев, могилы Головиных, Л.Н. Дюкова — с памятниками из белаго мрамора, Георгиевской церкви священника Иоанна Ил. Синева, Благовещенской церкви священников Александра и Иоанна Смирновых; могилы двух братьев полковников Доната и Измаила Бэк, городничаго Иосифа Лясковскаго; соборного протоиерея Иоанна Мих. Колосова, памятники над могилами благотворителей церкви Цвылевых и др. Есть на кладбище сем места для погребения монашествующих Борисоглебскаго Новоторжскаго монастыря (близ теплой церкви).
На всем кладбище разсажены деревья (березы, тополи, ели и др.). Вокруг всего кладбища (в 1839 — 1842 г.) устроена каменная ограда. Первоначально при кладбищенской церкви не было особаго причта; совершали богослужение и погребали умерших священники церквей города Торжка. В 1785 году, по просьбе граждан города Торжка, при Тверском архиепископе Иоасафе к кладбищенской церкви был назначен самостоятельный причт из трех лиц.
Первым священником при Богословской кладбищенской церкви был Михаил Косьмин, сын священника Благовещенской Новоторжской церкви отца Косьмы Андреева; отец Михаил в 1791 году овдовел и в 1799 году умер; единственная его дочь Анна вышла замуж за священника Александра Смирнова, заменившаго отца Косьму Андреева при Благовещенской (Архангельской) церкви. Вторым священником был до 1815 года Георгий Никитин, считавшийся вместе и священником городской Мироносицкой церкви до ея упразднения (1814).
В 1815 году, по смерти отца Георгия, Иоанно-Богословская церковь была причислена к Преображенскому собору; в ней служил соборный причт до 1826 года, а в этом году указом консистории 26 апреля 1826 года к кладбищенской Богословской церкви определен священник Иоанн Ант. Соловьев, но с тем, чтобы он считался священником церкви села Упирвич, так как с 1815 года при Богословской церкви был закрыт самостоятельный причт.
Отец Иоанн Соловьев, в ознаменование своей 25-летней службы при Богословской церкви в 1848 году и в память своих умерших 3-х сыновей, пожертвовал 200 рублей и расположил граждан к пожертвованиям (более 2000 рублей) для возстановления самостоятельнаго прихода. В 1855 году Священным Синодом был снова открыт при Богословской церкви причт и эта церковь была отписана от Упирвичского храма. Заместителем священника Иоанна Соловьева был его зять Михаил Клопский; сам же отец Иоанн Соловьев перешел к кладбищенской церкви (Неопалимыя купины) в Тверь, где также исхлопотал открытие самостоятельного причта. Священник Соловьев умер 84-х лет 10 мая 1875 года. Священник Михаил Клопский умер 1 марта 1890 года, вышедши за штат в 1887 году; его приемником был сын его Михаил Клопский, студент семинарии. Умер в 1889 году 24-х лет. На его место назначен Иоанн Некрасов, студент семинарии, рукоположенный сначала 24 июля 1883 года в село Хлепень, Зубцовского уезда, а в 1889 году перемещенный к Новоторжской кладбищенской церкви.

Иоанно-Богословская кладбищенская церковь, построена в 1783 году, каменная, холодная, престол один Святой Анны и Евангелиста Иоанна Богослова и брата его Иакова. При ней другая церковь теплая, каменная, построена в 1844 году, престол один Иоанна Дамаскина и Марии Египетской.
Церковные документы: опись 1848 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Андреевич Некрасов 41-го года, студент семинарии, в служении с 1883 года, священником с 1883 года, состоял духовным следователем, награжден в 1900 году камилавкой. Диакон, в должности псаломщика, Димитрий Петрович Колоколов 41-го года, в служении с 1879 года, диаконом с 1884 года. Псаломщик Алексей Арсеньевич Соколов 59-ти лет, в должности с 1854 года.
В 1914 году служили: Священник Иоанн Некрасов 56-ти лет, окончил семинарию, на службе 31 год, в Богословском храме 24 года. Псаломщик-диакон Димитрий Колоколов 66-ти лет, на службе 42 года, в Богословском храме 34 года. Псаломщик Павел Сретенский 29-ти лет, на службе 10 лет, в Богословском храме 8 лет.
Прихожан нет.

(По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.)

Найти на карте:

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс