Духовенство Торжокского благочиния приняло участие в лекциях о каноническом праве в современном мире

6 октября в Крестовом храме 12-ти апостолов в Тверском епархиальном управлении состоялась лекция протодиакона Константина Марковича.

Преподаватель СПбДА кандидат богословия протодиакон Константин Маркович прочитал для клириков Тверской епархии лекцию на тему «Священные каноны Церкви: принципы интерпретации и практического применения».

В зале присутствовало около ста священнослужителей со всей Тверской епархии, в том числе и из Торжокского благочиния. Лекция транслировалась на канале YouTube и на платформе Zoom. После лекции были заданы вопросы докладчику.

Протодиакон Константин Маркович в своем выступлении отметил, что каноны Церкви — это тоже Откровение, которое Господь явил устами святых отцов Вселенских Соборов. Отцы Соборов утвердили догматы — вечные неизменные истины и каноны — правила жизни в Церкви. Церковные каноны явлены Откровением, и в современном мире они являются образцом, идеалом и мерилом жизни, с которым мы сверяем церковную жизнь. Каноны имеют верное и спасительное раскрытие в Церкви. Вне Церкви и Священное Писание, и каноны могут быть интерпретированы ложно и тем самым превратиться в разрушительное оружие, направленное против человека.

Протодиакон Константин рассказал о появлении первых сводов правил «Кормчей» и современной версии XVIII века на новогреческом языке, составленной преподобным Никодимом. Каноны Церкви имеют целью спасение человека, врачевание души, исцеление от страстей. Применение канонов не может противоречить главной задаче Церкви — пастырскому душепопечению.

Лектор подчеркнул важность правильного прочтения и понимания принципов руководства канонами, необходимость понять, о чем идет речь. Это напрямую связано с практикой применения канонов, поскольку не всегда жизнь Церкви укладывается в единый алгоритм.

Существуют два канонических принципа: акривия — точное, строгое, буквальное применение законов, икономия — снисходительность, когда каноническая норма применяется не в полной мере, а в более мягкой, ограниченной. Хотя каноны существуют неизменными, практика изменяемости существует и происходит из пастырской необходимости, с целью следования главной задаче — спасению человеческой души.

Был затронут вопрос о правах судебного вмешательства Константинопольского Патриарха в дела других Поместных Церквей. Обсуждались каноны IV Вселенского Собора о правах на правосудие.

Церковное право отвечает христианскому представлению о человеке и его месте во Вселенной. Оно охраняет достоинство человека и достойные условия его существования, поставленные в правильную перспективу, отвечающие христианским ценностям современности.

После лекции состоялась дискуссия. Лектор ответил на вопросы:

  • об украинском расколе, в исторической ретроспективе объяснил полную беззаконность действий Константинопольского Патриархата на Украине;
  • о чине приема в лоно Церкви из раскольнических сообществ в зависимости от уровня взаимоотношений между сообществами и Церковью и о применении принципов акривии либо икономии;
  • о еретических отступлениях, необходимости аргументированности обвинений;
  • о системе Церковного суда, решении канонических вопросов и подаче апелляции как привилегии каждого клирика.

Отвечая на вопрос о расколе на Украине, отец Константин раскритиковал решения Синода Константинопольской Церкви от 11 октября 2018 года об отмене грамоты 1686 года, об учреждении ставропигий на Украине, принятии по апелляции руководителей УПЦ КП и УАПЦ Филарета Денисенко и Николая «Макария» Малетича и членов их организаций, а также начало процесса автокефалии на Украине. Грамота 1686 года, по мысли отца Константина, не имеет юридического отношения к современной Украинской Православной Церкви, поскольку та Киевская митрополия, о которой говорилось в грамоте, прекратила свое существование в ходе административной реформы Екатерины II. Патриарший Синод Константинопольской Церкви не имеет права на рассмотрение апелляций из других Церквей, поскольку такое право он имел только будучи органом церковного управления в Византии. Отец Константин отметил, что официальные решения Синода 15 октября не были опубликованы — все сведения о решениях стали известны только из пресс-релиза Константинопольской Патриархии. Все эти решения, подчеркнул отец Константин, продемонстрировали презрительность Константинопольского Патриарха к каноническому праву Церкви. Сравнивая так называемые «римский» и «константинопольский» папизм, отец Константин сказал, что Папе Римскому принять подобные решения невозможно — члены специальной Смешанной теологической комиссии при Конгрегации доктрины веры имеют право потребовать от Папы ответа по неясностям в его энцикликах.

Митрополит Амвросий резюмировал выводы по ответам на вопросы, выразил сожаление по поводу неканонических действий Патриарха Варфоломея, повлекших за собой губительные разделения и нестроения в семье Поместных  Православных Церквей. Архипастырь поблагодарил выступающего и вручил гостю Архиерейскую благодарность во внимание к просветительским трудам на благо Тверской епархии.

В заключение встречи митрополит Амвросий наградил протоиерея Александра Рожкова Архиерейской грамотой во внимание к пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения. Также глава митрополии наградил клириков Тверской епархии во внимание к трудам по  организации торжеств, посвященных 500-летию преподобного Макария Калязинского, и по принесению мощей Александра Невского в этом году. Благодарственных архиерейских грамот удостоены протоиерей Павел Сорочинский, протоиерей Пётр Дубяго, священник Элизбар Иванов, священник Андрей Фонарев, иеромонах Агапит (Евдокимов).

По материалам Тверской епархии

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *