Представители духовенства Торжокского благочиния приняли участие в рабочем совещании по вопросам педагогического сопровождения детей и взрослых на приходах

23 декабря по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия в дистанционном формате состоялось рабочее совещание с настоятелями, клириками храмов, педагогами воскресных школ Тверской епархий, посвященное вопросам педагогического сопровождения детей и взрослых на приходах. Совещание возглавил председатель Отдел религиозного образования и катехизации Тверской епархии священник Виталий Симора.

Он представил ключевые положения документа Синодального Отдела религиозного образования и катехизации «Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения». Рассказал о положениях документа «Регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению (единого профиля)», принятого Священным Синодом на заседании 23-24 сентября (Журнал № 77).

Священник отметил, что формирование и развитие благоприятных условий для духовного просвещения детей на приходах осуществляется с 2018 г. С этой целью разработана «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви (Москва, 2018 г.)». В документе изложена концепция формирования максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей на приходах, а также стратегический план ее развития, утвержденный решением Высшего Церковного Совета 11 мая 2018 г. В рамках работы с детьми предложено пособие для священников, педагогов, ответственных за попечение о детях на приходах Русской Православной Церкви «Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе».

В документах указываются ключевые проблемы работы воскресных школ на наших приходах (уход детей из воскресных школ, начиная с 11-12-летнего возраста; количество воспитанников в воскресных школах несоизмеримо мало) и определены первоочередные меры по условиям улучшения ситуации.

Со стороны ЕОРОиК подготовлен сборник нормативной базы, в котором размещены актуальные редакции и Положения о деятельности воскресных школ, Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах и другие материалы, регламентирующие деятельность воскресных школ на территории епархии.

Главной целью всей заботы Церкви о детях является их спасение – духовное просвещение детей Светом Христовой Истины. Целью приходского просвещения детей и взрослых является помощь в развитии духовной жизни в Богообщении: молитве, Евхаристии и других Таинствах Церкви, приобщении к Слову Божию, милосердии. Для этого на протяжении всей жизни при участии Божественной благодати трудится сам человек и в этом ему помогают окружающие его люди.

Вся полнота педагогического служения раскрывается в пастырском служении, сочетающем в себе наставление в вере и поддержку человека в развитии его духовной жизни через пастырское душепопечение.

Педагогическое сопровождение детей и взрослых на приходе осуществляется через: участие в церковном богослужении;

  • устную и печатную проповедь;
  • приходское консультирование;
  • катехизические беседы или курсы;
  • библейские (евангельские) группы (с чаепитием после воскресного богослужения или в субботу перед всенощным бдением);
  • приходские занятия с детьми (воскресная школа, кружковая деятельность);
  • лектории, приходские курсы по изучению богослужения, истории Церкви, Священного Писания и т.д. (ориентируясь на запрос прихожан, их интересы и предпочтения);
  • участие в миссионерской деятельности (например, привлечь подростков к раздаче листовок на Рождество, Крещение, Пасху, Преображение и т.д.);
  • дела милосердия (в том числе социальную работу прихода), сейчас приходы могут участвовать в Епархиальной Богоявленской благотворительной ярмарке, привлекая прихожан и детей к созданию поделок);
  • конференции, семинары, образовательные чтения, форумы, слеты, тренинги и т.д. (важно мониторить епархиальные и благочиннические мероприятия и по возможности собирать небольшие группы прихожан + обязательно участвовать настоятелям и священнослужителям);
  • культурно-просветительские проекты – фестивали (в том числе кинофестивали), концерты духовной музыки, выставки, посвященные православному искусству и истории Церкви и т.д. (также важно отслеживать и участвовать в епархиальных и просветительских мероприятиях);
  • конкурсы, детские олимпиады (организовывать приходские конкурсы к Рождеству и Пасхе; участвовать в епархиальных Конкурсах и Олимпиадах – Церковно-певческая олимпиада, Олимпиада по Закону Божию);
  • деятельность церковных музеев, экспозиций, выставок и библиотек (взаимодействовать с этими структурами, организовывать группы прихожан для посещения музеев, выставок);
  • паломнические и экскурсионные поездки, краеведческая деятельность.

Основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, микроклимат. Эмоциональный фон, установившийся в приходе, – это проверка качества всей работы по просвещению детей и взрослых в приходе в целом.

В настоящее время есть возможность дистанционного обучения приходских педагогов (катехизаторов) на базе Центра подготовки приходских специалистов Тверской епархии, православных высших учебных заведений, духовных учебных заведений.

Отдел религиозного образования и катехизации Тверской епархии

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *