В день памяти преподобного Ефрема Новоторжского митрополит Амвросий совершил Божественную литургию и диаконскую хиротонию в Борисоглебском монастыре в Торжке

Новоторжский Борисоглебский монастырь — один из древнейших российских православных монастырей — был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, пришедшим в город Новый Торг (ныне Торжок) в 1015 году из Киева. Построенный во времена великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, монастырь считается третьим монастырем со времени их появления в России. Название обители возникло от имен двух князей, Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. В 2023 году исполнилось 970 лет со дня преставления святого устроителя монастыря — преподобного Ефрема Новоторжского.

10 февраля, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, во Введенском храме Борисоглебского монастыря в Торжке праздничную Божественную литургию совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Ему сослужили настоятель обители архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный монастырей и подворий, благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев,  благочинный Бологовского церковного округа протоиерей Сергий Желябовский, настоятель Введенского храма бывшего Троицкого Калязинского Макарьева монастыря г. Калязина иеромонах  Амвросий (Желябовский), председатель Епархиального суда, благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, наместник Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря игумен Дамаскин (Леонов), настоятель кафедрального собора Рождества Иоанна Предтечи г. Прокопьевска, благочинный храмов I Прокопьевского округа священник Димитрий Владимиров, протоиерей Георгий Беляков, клирики монастыря игумен Силуан (Шальнев), иеромонах Гавриил (Хальченя), протоиерей Александр Хлебников, протоиерей Николай Симчук, иерей Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов.

За Литургией пел хор Старицкого Успенского мужского монастыря под управлением Сергея Богданова.

На богослужении молились прихожане и гости: врио главы г. Торжка А.С. Борунова, почетный работник воздушного транспорта РФ, обладатель почетной грамоты Президента России, высших наград Кузбасса и Прокопьевска — золотых знаков «Кузбасс» и «Доблесть Прокопьевска» В.А. Хомский, генеральный директор аэропорта имени Бориса Волынова г. Новокузнецка, депутат парламента Кузбасса К.Ю. Ермаков, собственник Grey Wall Pass В.В. Сороговец, генеральный директор ФГАУ «Оздоровительный комплекс “Дагомыс”» А.В. Багдасарян, паломники обители.

В центре храма был установлен ковчег с частью мощей преподобного Ефрема.

После Евхаристического канона была совершена диаконская хиротония иподиакона Максима Желябовского.

По заамвонной молитве было совершено славление перед ковчегом с мощами преподобного Ефрема Новоторжского.

После богослужения митрополит Амвросий совершил заупокойную литию по Александру Сергеевичу Пушкину — 10 февраля 2024 года исполняется 187 лет со дня его трагической кончины от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом. Перед литией митрополит обратился со словом:

10 февраля — день смерти великого русского поэта, писателя и драматурга Александра Сергеевича Пушкина, открывшего золотой век отечественной литературы. Пушкин не просто рядовой писатель, он символ национальной культуры и самосознания. Он внес неоценимый вклад в развитие нашего языка и литературы, а его произведения стали образцом для многих поколений писателей и поэтов. Федор Михайлович Достоевский писал: «Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собой некоторую великую тайну во гроб. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». 

Вспоминая творчество и бессмертные произведения Пушкина, погружаясь в его мир, стараясь прочувствовать его дух, стремясь разгадать эту тайну, мы открываем для себя новые горизонты, мысли и воображения. Хотелось бы пожелать в этот день всем нам, чтобы мы не проявляли небрежения к богатому культурному наследию нашей страны и черпали бы из этого благословенного источника всё то доброе и светлое, что в нем содержится. Священник Церкви Спаса Нерукотворного, что на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге, который исповедовал перед смертью Александра Сергеевича Пушкина, вышел от него со слезами на глазах и сказал слова, которые говорят об очень многом. Он сказал: «Я хотел бы такого же покаяния перед своей смертью, какое я только что принял у этого человека». Вечная память преснопамятному рабу Божию Александру.

После заупокойной литии глава Тверской митрополии поздравил прихожан с днем памяти преподобного Ефрема Новоторжского:

Человеческая память удивительна. С одной стороны, она способна хранить очень долго какую-то информацию, с другой стороны, она предает очень многое забвению. И поэтому нам необходимо всякий раз, когда мы празднуем память того или иного святого, в своей личной памяти обновлять всё то, что стало основанием для его прославления, вспоминать о его жизни и о том месте, на котором мы совершаем молитву. В течение многих веков на этом месте, в этой святой обители, совершалось богослужение. Преподобный Ефрем Новоторжский, брат преподобного Моисея Угрина и Георгия Угрина, происходил родом из Венгрии. И, видимо, из-за гонений на христиан он прибыл на землю Руси и поступил вместе со своими братьями на службу к Ростовскому князю Борису, который был, так же как и его брат Глеб, сыном равноапостольного князя Владимира. Когда убивали святых братьев, Георгий пытался защитить Бориса, но был умерщвлен через отсечение головы. Моисей Угрин пришел в обитель в Киеве, там подвизался и ныне почивает своими святыми мощами. А Ефрем, найдя главу брата, принес ее сюда, в Торжок. Здесь сначала основал богадельню, а затем, несколько ранее, чем была основана Киево-Печерская обитель, основал здесь и этот святой монастырь. 

Монастырь прошел через бури, которые уничтожили практически всё, что было связано с его основанием. Правда, когда происходят на этом месте раскопки, мы являемся свидетелями древних времен и того, что здесь много-много веков тому назад жили христиане. В прошлом году во время раскопок здесь было обнаружено христианское погребение, которое датируется XI или XII веком. Но мы сегодня почитаем человека, который стал родоначальником монашества, можно сказать, на этой благословенной и исторически очень сложной, непростой земле. 

Сегодня обитель воссоздается. Разрушать всегда легко, а воссоздавать в непросто. Но мы должны благодарить Бога за то, что Он дал нам возможность сегодня быть не только свидетелями, но и непосредственными участниками воссоздания святой обители и возрождения веры на нашей земле; веры, которая претерпела беспрецедентные в истории христианства гонения в XX веке. Даже в Римской империи, хотя мы и почитаем первых мучеников, не было столь жестокого и особенно столь массового гонения, которое было в России в XX столетии. И в результате этих гонений не только были разрушены обители и храмы, но произошло самое главное и самое страшное — была искорежена душа человека. Люди потеряли свои корни, и теперь эта вера теплится, колеблется, как маленькая лампадка, которая вот-вот может даже угаснуть, но огонь в которой мы, священнослужители, монашествующие, верующие христиане, Богом благословлены поддерживать в нашем народе.

Молитвами преподобного Ефрема Новоторжского Господь подаст нам силы, ревность, твердость и мудрость для того, чтобы именно это задание Бога, которое Он дает нам, мы достойно и праведно осуществили. 

Архиерей поздравил с хиротонией новорукоположенного диакона Максима Желябовского:

Нынешний день, по милости Божией, стал особо яркой новой точкой отсчета в твоей жизни, которую ты, произнося слова присяги и склонив главу свою над престолом, пообещал посвятить Церкви Божией, служить ей верно, достойно и праведно. Напоминай себе слова этой присяги, которые ты произнес перед крестом и Евангелием накануне хиротонии, и знай, что обещания даны Самому Богу. В нынешний век люди нередко забывают и не исполняют то, что обещают. Слово стало не тем, что является, по сути, священным обетом, а инструментом манипуляций и самообмана. Будь всегда верен Христовой Церкви, священноначалию и смиренно учись у старших братьев во Христе и в служении. Желаю тебе от слов своих оправдаться и спастись. Да будет твое служение пронизано смирением, послушанием воле Божией, наполнено ежедневным трудом научения себя молитве, внимательной, сердечной и нерассеянной, добрыми делами и любовью к людям. Пусть оно будет лишено осуждений, лукавства, да будет оно всецелым благодарением Богу и путем спасительным. Пусть благословение Божие пребывает с тобой. И подготовка к принятию следующей ступени пройдет с доверием Богу и с желанием служить Ему всем сердцем и всей душой.

Митрополит Амвросий приветствовал также гостей из Прокопьевской епархии.

Завершив богослужения, глава митрополии преподал присутствующим архипастырское благословение.

В тот же день митрополит Амвросий посетил Благовещенский храм города Торжка, в котором проходят восстановительные работы, а также деревянную Вознесенскую церковь.

***

Ефрем служил у князя Бориса конюшим и, по всей видимости, во времена этих событий находился в Ростове, поэтому оказался на реке Альте позже. На месте страшного злодеяния он пытался найти тело брата, но отыскал только голову Георгия. Не желая больше иметь дело с княжескими распрями и враждой, он отправился на север Руси, в Новгородские земли, чтобы служить Богу и людям.

Известно, что около Нового Торга в 1038 году он основал монастырь и построил в нем каменный храм в честь святых Бориса и Глеба. Скончался Ефрем мирно в глубокой старости 28 января 1053 года и был погребен в основанном им соборе. Вместе с ним в гроб положили отсеченную главу Георгия, которую Ефрем всю жизнь хранил у себя. Как сообщает преподобный Димитрий Ростовский, «у гроба его многие чудеса совершались и подавались исцеления болящим». При митрополите Московском и всея Руси Дионисии в 1584–1587 годах Ефрем Новоторжский был причислен к лику святых с установлением ему местного празднования.

Преподобный Ефрем — это не прошлое, это настоящее, потому что жизнь Церкви — это всегда настоящее. И эта жизнь продолжается, и преподобный Ефрем живет незримо, но реально среди нас, подает нам пример, как нужно жить и относиться к Богу, к людям, ко всем окружающим; дает пример веры, молитвы и любви к земле, на которой мы совершаем свой жизненный путь.

Пресс-служба Тверской епархии

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *